источник:

  11 1997

рубрика:

Классика рока от Z до А

 

тема:

Дэвид Боуи

 

автор:

Мария Копельян

 

статья:

КОСМИЧЕСКИЙ ПРИШЕЛЕЦ

ДЭВИДА БОУИ

 

 

Его творчество многогранно, как хрустальный шар колдуна. И столь же загадочно. Его талант переливается всеми красками преломляющихся лучей, будь то лучи кинематографа или сценические прожектора. В самой его персоне постоянно присутствует магия. Он столь разнообразен и изменчив и сияет так ярко, что невольно задумываешься – а человек ли он? Направим же на него наш волшебный хрустальный шар, чтобы через призму его граней со всех сторон рассмотреть такое загадочное и мистическое явление, каким предстает перед нами  ДЭВИД БОУИ.

 

КОСМИЧЕСКИЙ ПРИШЕЛЕЦ

ДЭВИДА БОУИ

 

На сцену приземляется объект явно внеземного происхождения.

Его стеклянный колпак сверкает в лучах прожекторов. Что это? Ну конечно, звездолет майора Тома. Из корабля появляется – кто бы вы думали? – Дэвид Боуи? Нет, Зигги Стардаст (Зиги – Звездная Пыль). Одетый в обтягивающий серебристый костюм, шузы на платформе, весь разукрашенный косметикой рыжеволосый андроид – одно из величайших воплощений Дэвида Боуи, одна из его лучших масок.

Зигги Стардаст прожил всего восемнадцать месяцев, а запомнился дольше, чем на восемнадцать лет. Боуи уничтожил его раньше, чем тот изжил себя, и этим увековечил. А кто, собственно, такой этот легендарный Зигги Стардаст? Инопланетянин, рок-звезда, герой земных тинейджеров, прилетевший на нашу планету из далеких галактик и прославивший своего создателя Дэвида Боуи. Кстати, а кто такой Дэвид Боуи?

Наш хрустальный шар завис над Лондоном.

1947 год. 8 января. Именно в этот день родился мальчик по имени Дэвид Роберт Джонс. Он рос тихим и застенчивым ребенком, его любимым времяпрепровождением было чтение книг. Больше всего нравился Джозеф Конрад, особенно книга «Победа», зародившая в душе юного Дэвида мечту о космических путешествиях.

Родители никогда не мешали Дэвиду заниматься тем, чем он хотел. В девять лет мальчик заявил, что собирается стать музыкантом, и его поддержали, отправив к педагогу учиться играть на саксофоне джаз. Помимо этого отец выделял сыну семь шиллингов шесть пенсов еженедельно – на пластинки. Однажды ему попалась запись, заставившая навсегда отказаться от джаза в пользу ритм-н-блюза, – «I Put A Spell On You» Скримин' Джей Хоукинса.

Начиная с 1964 года юный Дэвид Джонс менял группы и стили, как любой порядочный английский лорд – перчатки. Сначала была ритм-н-блюзовая The King Bees, затем The Manish Boys и фолк-роковая The Lower Third (последняя зачастую играла «на разогреве» у The Who, которые в то время назывались The High Numbers). После The Lower Third появилась The Buzz, следом нарисовалась The Hype (его любимая среди них), а уже из нее при помощи кое-каких перестановок в составе выкристаллизовалась The Spiders From Mars – знаменитое сопровождение Зигги Стардаста.

Кстати, в этом разнообразии мы как-то упустили момент, когда Дэвид Джонс стал Дэвидом Боуи. А случилось это как раз тогда, когда до туманных берегов Англии докатилась волна популярности американской команды The Monkees, в состав которой входил некий Дэвид Джонс. Во избежание путаницы с попсовым героем и появилась фамилия Боуи (по названию какого-то очень крутого ножа – может, столь велико было желание англичанина Джонса прирезать Джонса-американца?). Новоявленный Дэвид Боуи отправился завоевывать мир.

Существуют его записи, датированные 1966 годом; есть альбом “Love You Тill Tuesday” (1967), однако успеха молодому музыканту эти работы не принесли. Он временно оставил музыку, присоединившись к мим-труппе Линдсея Кемпа. Какое-то время работал на телевидении. Проводил время в буддистском монастыре и чуть не постригся в монахи. В 1969 году ему удалось подписать контракт с фирмой «Mercury» и записать песню «Space Oddity». В связи с полетом американцев на луну и выходом фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001» космическая тематика была очень модной в то время. Выпустив песню об астронавте, вышедшем в открытый космос и не вернувшемся, Боуи попал в самую точку. Как результат, сингл отправился в первую пятерку. Вы слышите меня, майор Том?

Майор Том не слышал. Альбом Дэвида Боуи 1970 года The Man Who Sold The World привлек к себе массовый интерес, в основном, обложкой. В первоначальном варианте музыкант должен был быть изображен на конверте в живописном рванье, но компания потребовала изменить фотографию, и Боуи предстал перед общественностью в развевающейся рубашке, щеки и губы напомажены, волосы зачесаны назад. В него нельзя было не влюбиться.

В 1972 году Дэвид остриг длинные светлые волосы «под ежик» и покрасил в огненно-рыжий цвет. Расстегнутые рубашки и свободные штаны ушли в прошлое, уступив место одежде явно на несколько размеров меньше, чем нужно, и обуви на высокой платформе. Так родился (или прилетел?) Зигги–Звездная Пыль, и возникло движение глэм–рок, в точности копировавшее этот образ. Альбом “The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars” попал в Топ–10, и популярность Боуи стала неоспорима. Подарив миру глэм-рок, Боуи не остановился на достигнутом. Не в его привычке зародить что-то новое и настойчиво развивать. Лишь только настоящий успех забрезжит, он бросает все и оставляет многочисленным последователям возможность продолжать начатое.

В 1975 году Боуи сыграл свою самую значительную роль в кино – инопланетянина в фильме Николаса Роега «The Man Who Fell To Еаrth»/«Человек, который упал на Землю». Помимо кино и записи альбомов он занимался продюсированием работ друзей (Лу Рид, Игги Поп, Mott The Hoople), писал для них песни, работал над музыкой к фильмам и спектаклям.

Следующим подарком Боуи человечеству стало его сотрудничество с Брайеном Ино на альбомах Low, Heroes и Lodger. Услышав это электронно-синтезаторное месиво, большинство поклонников сразу отвернулось. Другие музыканты, собираясь радикально менять стиль и имидж, целые годы готовят своих слушателей к предстоящей перемене, делая вкрапления новизны в привычную работу. Для Боуи такого подхода не существует. Он меняется резко, не предупредив никого, преподнося всем сюрприз. За что и страдает.

Вернуть всеобщее признание и вновь завоевать любовь миллионов ему удалось в 1980 году с выходом сингла «Ashes To Ashes». В этой песне Дэвид возродил старого героя майора Тома из «Space Oddity» и отправил его прямо на номер один.

Послe работы на Бродвее в спектакле «The Elephant Man»/«Человек–слон» и в пьесе Бертольда Брехта «Baal»/«Баал» для телевидения ВВС записан суперуспешный альбом “Let’s Dance” (1983). Следующим крупным успехом стала вещица «Dancing In The Streets» из репертуара Martha And The Vandellas, исполненная дуэтом с Миком Джеггером.

В 1989 году Дэвид Боуи вновь поверг всю музыкальную общественность в шок, собрав почти хард-роковую команду Tin Machine и записав с ней два альбома. Сначала все и вправду поверили, что он будет работать в этом направлении в дальнейшем, но не тут-то было.

Летом 1996 года музыкант привез в Москву новую программу “1.Outside”. У Боуи появился новый герой-олицетворение Натан Адлер, дневники которого были запущены в мировую компьютерную сеть Internet. Натан Адлер, или Дэвид Боуи, предстал перед московской публикой в сером плаще с огромными дырами и в остроносых туфлях на довольно приличной «шпильке». Долго он в них однако не продержался – песни после пятой забрался с ногами на стоявший на сцене стол и разулся. Остаток концерта отрабатывал босиком.

Поражал безумный напор энергии. В зале то и дело мерещились космические пришельцы, а световое шоу создавало незабываемые образы. Вот садится космический корабль. Из него высовывается, сквозь туман, рыжеволосая голова Дэвида Боуи, и начинается концерт. Или охота на инопланетян. По залу растекаются пятна крови, бегают охотники с фонарями... Послание из космоса получено. Рассвет, автомобильные фары, ползущий на коленях Боуи. Путешествие кажется сном, ведь на самом деле ничего не было. Игра воображения.

Хрустальный шар поворачивается дальше, в будущее. Каким окажется Дэвид Боуи завтра?

Чем удивит нас, порадует, напугает? Сегодня этого не знает никто. Тем более он сам.

 

 


© 2006 SEVEROCK-NBA.narod.ru

При использовании авторских материалов сайта

ссылка на severock-nva.narod.ru обязательна.


 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz