Его творчество многогранно, как
хрустальный шар колдуна. И столь же загадочно. Его талант переливается
всеми красками преломляющихся лучей, будь то лучи кинематографа или
сценические прожектора. В самой его персоне постоянно присутствует магия.
Он столь разнообразен и изменчив и сияет так ярко, что невольно
задумываешься – а человек ли он? Направим же на него наш волшебный
хрустальный шар, чтобы через призму его граней со всех сторон рассмотреть
такое загадочное и мистическое явление, каким предстает перед нами ДЭВИД
БОУИ.
КОСМИЧЕСКИЙ ПРИШЕЛЕЦ
ДЭВИДА БОУИ
На сцену приземляется объект явно
внеземного происхождения.
Его стеклянный колпак сверкает в лучах
прожекторов. Что это? Ну конечно, звездолет майора Тома. Из корабля
появляется – кто бы вы думали? – Дэвид Боуи? Нет, Зигги Стардаст (Зиги –
Звездная Пыль). Одетый в обтягивающий серебристый костюм, шузы на
платформе, весь разукрашенный косметикой рыжеволосый андроид – одно из
величайших воплощений Дэвида Боуи, одна из его лучших масок.
Зигги Стардаст прожил всего
восемнадцать месяцев, а запомнился дольше, чем на восемнадцать лет. Боуи
уничтожил его раньше, чем тот изжил себя, и этим увековечил. А кто,
собственно, такой этот легендарный Зигги Стардаст? Инопланетянин,
рок-звезда, герой земных тинейджеров, прилетевший на нашу планету из
далеких галактик и прославивший своего создателя Дэвида Боуи. Кстати, а кто
такой Дэвид Боуи?
Наш хрустальный шар завис над
Лондоном.
1947 год. 8 января. Именно в этот день
родился мальчик по имени Дэвид Роберт Джонс. Он рос тихим и
застенчивым ребенком, его любимым времяпрепровождением было чтение книг.
Больше всего нравился Джозеф Конрад, особенно книга «Победа», зародившая в
душе юного Дэвида мечту о космических путешествиях.
Родители никогда не мешали Дэвиду
заниматься тем, чем он хотел. В девять лет мальчик заявил, что собирается
стать музыкантом, и его поддержали, отправив к педагогу учиться играть на
саксофоне джаз. Помимо этого отец выделял сыну семь шиллингов шесть пенсов
еженедельно – на пластинки. Однажды ему попалась запись, заставившая
навсегда отказаться от джаза в пользу ритм-н-блюза, – «I Put A Spell On You» Скримин' Джей Хоукинса.
Начиная с 1964 года юный Дэвид Джонс
менял группы и стили, как любой порядочный английский лорд – перчатки.
Сначала была ритм-н-блюзовая The King Bees, затем The Manish Boys
и фолк-роковая The Lower Third (последняя зачастую играла «на
разогреве» у The Who, которые в то время назывались The High
Numbers). После The Lower Third появилась The Buzz, следом нарисовалась The
Hype (его любимая среди них), а уже из нее при помощи кое-каких
перестановок в составе выкристаллизовалась The Spiders From Mars –
знаменитое сопровождение Зигги Стардаста.
Кстати, в этом разнообразии мы как-то
упустили момент, когда Дэвид Джонс стал Дэвидом Боуи. А случилось это как
раз тогда, когда до туманных берегов Англии докатилась волна популярности
американской команды The Monkees, в состав которой входил
некий Дэвид Джонс. Во избежание путаницы с попсовым героем и появилась
фамилия Боуи (по названию какого-то очень крутого ножа – может, столь
велико было желание англичанина Джонса прирезать Джонса-американца?).
Новоявленный Дэвид Боуи отправился завоевывать мир.
Существуют его записи, датированные
1966 годом; есть альбом “Love
You Тill Tuesday” (1967), однако успеха молодому
музыканту эти работы не принесли. Он временно оставил музыку,
присоединившись к мим-труппе Линдсея Кемпа. Какое-то время работал на
телевидении. Проводил время в буддистском монастыре и чуть не постригся в
монахи. В 1969 году ему удалось подписать контракт с фирмой «Mercury» и
записать песню «Space
Oddity». В связи с полетом американцев на
луну и выходом фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001» космическая
тематика была очень модной в то время. Выпустив песню об астронавте, вышедшем
в открытый космос и не вернувшемся, Боуи попал в самую точку. Как
результат, сингл отправился в первую пятерку. Вы слышите меня, майор Том?
Майор Том не слышал. Альбом Дэвида
Боуи 1970 года “The Man Who Sold The World” привлек к
себе массовый интерес, в основном, обложкой. В первоначальном варианте
музыкант должен был быть изображен на конверте в живописном рванье, но
компания потребовала изменить фотографию, и Боуи предстал перед
общественностью в развевающейся рубашке, щеки и губы напомажены, волосы
зачесаны назад. В него нельзя было не влюбиться.
В 1972 году Дэвид остриг длинные
светлые волосы «под ежик» и покрасил в огненно-рыжий цвет. Расстегнутые
рубашки и свободные штаны ушли в прошлое, уступив место одежде явно на
несколько размеров меньше, чем нужно, и обуви на высокой платформе. Так
родился (или прилетел?) Зигги–Звездная Пыль, и возникло движение глэм–рок,
в точности копировавшее этот образ. Альбом “The Rise And Fall Of Ziggy Stardust
And The Spiders From Mars” попал в Топ–10, и популярность Боуи стала неоспорима. Подарив миру
глэм-рок, Боуи не остановился на достигнутом. Не в его привычке зародить
что-то новое и настойчиво развивать. Лишь только настоящий успех забрезжит,
он бросает все и оставляет многочисленным последователям возможность продолжать
начатое.
В 1975 году Боуи сыграл свою самую
значительную роль в кино – инопланетянина в фильме Николаса Роега «The Man Who Fell To Еаrth»/«Человек, который упал на Землю». Помимо кино и записи
альбомов он занимался продюсированием работ друзей (Лу Рид, Игги Поп, Mott
The Hoople), писал для них песни, работал над музыкой к фильмам и
спектаклям.
Следующим подарком Боуи человечеству
стало его сотрудничество с Брайеном Ино на альбомах “Low”, “Heroes” и “Lodger”. Услышав
это электронно-синтезаторное месиво, большинство поклонников сразу
отвернулось. Другие музыканты, собираясь радикально менять стиль и имидж,
целые годы готовят своих слушателей к предстоящей перемене, делая
вкрапления новизны в привычную работу. Для Боуи такого подхода не
существует. Он меняется резко, не предупредив никого, преподнося всем
сюрприз. За что и страдает.
Вернуть всеобщее признание и вновь
завоевать любовь миллионов ему удалось в 1980 году с выходом сингла «Ashes To Ashes». В этой песне Дэвид возродил старого героя майора Тома из «Space Oddity» и отправил его прямо на номер один.
Послe работы на Бродвее в спектакле «The Elephant Man»/«Человек–слон» и в пьесе Бертольда Брехта «Baal»/«Баал» для
телевидения ВВС записан суперуспешный альбом “Let’s Dance” (1983). Следующим крупным
успехом стала вещица «Dancing
In The Streets» из репертуара Martha And The Vandellas,
исполненная дуэтом с Миком Джеггером.
В 1989 году Дэвид Боуи вновь поверг
всю музыкальную общественность в шок, собрав почти хард-роковую команду Tin
Machine и записав с ней два альбома. Сначала все и вправду поверили,
что он будет работать в этом направлении в дальнейшем, но не тут-то было.
Летом 1996 года музыкант привез в
Москву новую программу “1.Outside”. У Боуи появился новый герой-олицетворение Натан Адлер, дневники
которого были запущены в мировую компьютерную сеть Internet. Натан Адлер,
или Дэвид Боуи, предстал перед московской публикой в сером плаще с
огромными дырами и в остроносых туфлях на довольно приличной «шпильке».
Долго он в них однако не продержался – песни после пятой забрался с ногами
на стоявший на сцене стол и разулся. Остаток концерта отрабатывал босиком.
Поражал безумный напор энергии. В зале
то и дело мерещились космические пришельцы, а световое шоу создавало
незабываемые образы. Вот садится космический корабль. Из него высовывается,
сквозь туман, рыжеволосая голова Дэвида Боуи, и начинается концерт. Или
охота на инопланетян. По залу растекаются пятна крови, бегают охотники с
фонарями... Послание из космоса получено. Рассвет, автомобильные фары,
ползущий на коленях Боуи. Путешествие кажется сном, ведь на самом деле
ничего не было. Игра воображения.
Хрустальный шар поворачивается дальше,
в будущее. Каким окажется Дэвид Боуи завтра?
Чем удивит нас, порадует, напугает?
Сегодня этого не знает никто. Тем более он сам.
|